Mikalai Beliashou (beliashou) wrote,
Mikalai Beliashou
beliashou

Резюме на обсуждение идеи обучения ребёнка на дому

Спасибо всем за доброе и конструктивное обусждение идеи домашнего обучения детей. Начитавшись комментариев я могу высказаться как я всё это понимаю сам. Выношу из комментов:
Всё верно. Как бы резюмируя беседу хочу сформулировать мои тезисы:

- В посте очень заметно по репликам кого и как учили. Например, меня учили в школе, учили что для советского инженера есть фактически один сценарий жизни. Меня восхитило то, что сценарии есть другие, и я написал этот пост. Меня искренне не понимают те, кто более свободен в своих взглядах на мир.

- в обычной жизни мы выполняем много работ: от прикручивания протекающего крана дома. до планирования (своего) бюджета. Этим могли бы заниматься и профессионалы, но мы можем сделать это сами, может хуже, но "для себя как для себя". Я понимаю идею хоумскулерства как альтернатива: "заинтересованные в успехе детей родители vs незаинтересованные в успехе детей люди, прошедшие обучение обучению". То есть не стоит вопрос о том, что бы совсем не учить географию или химию. Вопрос в том, что родитель более акцентирует внимание на глубине и форме обучения, которая годится именно для своего ребёнка.

- очень правильно ставится в комментариях вопрос о том, что родители не всегда дают ребёнку адекватное образование. Я догадываюсь, потому что очень часто видишь как имеющие одинаковый доход, один покупает что хочет, путешествует и копит ещё, а второй от зарплаты до зарплаты еле дотягивает. Бухгалтерия "для себя как для себя" у первого получается замечательно, а у второго очень плохо. Так и тут: если родитель очень хочет, взялся - нет гарантий, что смог. Равно как и в школе, просто мы уже привыкли к тому, что есть процент людей, которые школу отходили, а ума-разума не набрались. Не думаю, что у хоумскулеров процент недоучек выше, чем у ординарной школы.

- как-то очень круто в комментариях ставится вопрос об отсутствии у родителей времени на детей, и про то, что домашнее обучение - это изоляция для ребёнка. Позволю себе высказать циничное мнение о том, что есть подозрение, что эти конкретные родители недостаточно профессионально выполняют тайм-менеджмент в своей жизни, поэтому им не хватает времени, не хватает сил, не видят способов для общения детей с другими, но я же в пункте выше уже высказался в том плане, что не у всех взрослых одинаковые способности? Причём, из того, что родительница не умеет правильно планировать своё время, ещё совсем не значит, что она не справится с обучением ребёнка.

(ответить на этот коммент)
Комментарии к этому посту закрыты, что бы не разносить по разным постам. Если хотите ответить на мой коммент - ссылка выше, но я рекомендую почитать другие комментарии к той записи вцелом, даже если вы участвовали в дискуссии, там всё добавилось много нового и интересного. :-)

Так как не все пойдут перечитывать комменты, надёргаю цитат:
----------------------------------------------------------
" И отчего тогда 90% пользователей интернета, из них 99% посещали же школу, писать не умеют-то?
Русский язык, имхо, вообще учить смысл имеет только лингвистам, в том виде, как его преподают в школе. А сейчас с этими фонемами вообще пипец полный, экспериментаторы хреновы." (тут)

"В школе было хорошо и весело. Как в других школах "ужасного совка" - не знаю." (тут)

"Честность, заботливость и порядочность это прививается не обучением, а примерами и поведением родителей и окружения. В отличие от математики." (тут)

"А где ж ребенок, как ни в школе, научится правилам поведения в коллективе - учиться подчиняться начальству, общаться с коллегами, закалять дух соперничества и т.д.?
Тепличные растения, они тоже вырастают, но очень нестойкие к внешней среде, в отличие от сородичей, выросших на природе." -- "Ага. И все без исключения потому что надо жить и работать в коллективе, ага" (тут)

"а где еще научиться по-волчьи выть?
я Надю перевела в другую школу. и она у меня вся какая-то робкая, неуверенная, зажатая. так сегодня беседовали с будущей классной. она сказала, чтоб за эти несколько дней Надя научилась орать, бить книжкой по голове и давать отпор. вот. " (тут)

"Ты намекаешь на то, что если бы ты учился вне школы, то умел бы писать слово "бесшкольный" правильно? :)" (тут)

" мне видимо повезло со школами))) у нас самых отстающих тянули более продвинутые. Меня было дело садили с троишниками, я им подсказывала если че непонятно, бывало тупо давала списывать - общепризнанная практика у нас была." (тут)

"Годный вброс.
"Мысль пошла", что называется. Отличная тема для сочинения "на вольную тему". Взрослым такое полезно." (тут)

"Ага, так получается, что группу детей обучает кто-то из родителей? Кооперируются и обучают?
Это ж совсем другой разговор." (тут)

"В моей копилочке "запомнить бессистемно" лежит фактик, что дети (обучаемые на дому) имеют серьёзные системные пробелы в отдельных категориях знаний. К примеру, понятия не имеют, что Земля вращается вокруг Солнца и ваще является планетой." (тут)

"Как будем поступать с предметами, в которых родители не разбираются, или физически не способны дать знания? Физкультура, музыка, рисование, скульптура, "труд", ИТ?
Результаты тестов в конце четверти и реальные знания - это разные вещи. Если абитуриент не натаскан на ЦТ, то он получит меньший балл, нежели его конкурент.
Домашнее образование сродни home office. Если изначально не будет установки на продуктивную работу, то и результата не будет. А тут нужна двойная дисциплина: и у ребёнка, и у преподавателя. Если считать, что учить будут родители, то я бы сказал, что школа выигрывает. Потому что взрослые - они ж как дети!
Школа - это социализация ребёнка, по-любому. Это не только драки, но и дружба; это пересечение интересов. Это новые области знаний (не всегда положительные - курево, наркотики), но родители по определению не могут "поделиться". В силу собственных ограниченных увлечений. Например, ты можешь ребёнка увлечь авиамодельным спортом? А из школы он может как-нибудь придти и сказать, что у них кружок организовали и он в него теперь будет ходить.
Школа - это не только дети и учителя. Это родители детей, это технички и сторожа, директор и завуч. В школе не только учат, там ещё и идеологию продвигают. Как государственную, так и религиозную. Могут между делом и вегатарианство задвинуть. И где, как не в школе получать "прививку"?" (тут)

" Да, и не сильно короче, а в неимоверные разы короче. 90% урока тратится на формальности и всех призвать к порядку" (тут)

"на фестивалях, с детьми друзей, в поездках человек общается n часов времени. А в школе 100 n, причём с одними и теми же. На случайных попутчиков можно наплевать - ну не сложилось и не сложилось. Или наоборот, общаться с кем-то, потому что это ребёнок маминой подруги. И не потому что тебе это интересно.

Постоянный коллектив, с иерархией, со своими законами - важная часть социализации" (тут)

"У друзей малой не ходил в сад. В первом классе ему уже тяжело. А тот, кто вообще туда не пойдёт, вырастет социофобом и станет программистом

При наличии книг чему-то научить я бы смогла, но не общению с ровесниками и отвечать на "почему я не такой как все" " (тут)

"Извини за типа переход на личности, но вот откуда это стандартное для любого родителя убеждение, что его ребёнок круче сверстников и его самого?
Вот почему забываем, что "природа отдыхает на детях гениев"?
Вот почему считаем трагедией и даже не рассматриваем вариант, что наследник с трудом одолеет базовое образование и пойдёт трудиться на стройку?
При таком раскладе ему как раз надо с детства учиться мучать кошек и бухать. В обществе детей стройбанов, которые сразу готовятся к ПТУ." (тут)

"Так быть может проблема не в школе, а в родителях? Которым бы стоило не только нужные компании организовывать, но и заниматься образованием детей? Без перехода на крайности типа хоум скула." (тут)

"А откуда у него появятся нелевые люди, если его до 18 держать в клетке?
Навык общения с левыми чуваками необходим - мы живём среди них. Из Шабанов когда-нибудь выйти придётся, а там большой мир с тысячью человеков." (тут)

"можно тусоваться с животными. правда тогда не развоьётся мозг, но кому какая разница, да?" (тут)

"да, сад и школа это хорошие места в плане обучения поведению в социуме. В песочнице с мамкой за спиной "он у меня совок отобрал" это не то." (тут)

"Более того, там, под ответственностью родителей, которые являются последней инстанцией, свободы реально больше, чем в школе, где самое страшное испортить показатели, и под каток показателей попадают все..." (тут)

"Эти дети точно так же гуляют с друзьями и тусуются без родителей. Они только лишь не так часто посещают школу, они же в принципе прикреплены к опрделенному классу, то есть вполне могут ходить, когда захотят, или учитель/предмет интерестен.
Знаешь, Хоумскулеры перевидали такое громадное количество срачей вокруг да около." (тут)

"В жж есть сообщество тех, кто обучает детей дома: http://freeedu.livejournal.com/ - если интересна эта тема, я бы посоветовала туда записаться и почитать." (тут)

"C тем что 83% времени в школе потрачено зря - согласен, что школу надо подбирать с умом - тоже. Где-то в жж натыкался на исследование показывающее что средним учеником школьная программа проходится за 3 года. То есть школа - это такая, в основном, камера хранения для детей пока родители работают с небольшим побочным эффектом в виде знаний и с ещё меньшим побочным эффектом в виде социализации (соотношение уроков/перемен)." (читайте коммент полностью!)

"напоминает "СИ за 24 часа для чайников" :) . Иначе по крайней мере половина хоумскуллеров поступала бы в институты в 11 лет.
может быть человеку с развитым, сформировавшимся мозгом и возможно за 3 года изучить программу, но это работа на износ. Ребенку до 10 лет - единично. " (тут)

"честно говоря, я считаю хоумскулеров неадекватными. именно из-за ограничения общения. рассматриваю вопрос вынужденного хоумскулинга только в аспекте постоянно путешествующих родителей
вспоминаю школу как прикольное и весёлое время" (тут)

"Коля, ты много чего написал про что сыграло роль и всё такое. Не школа, поверь мне. Еслйи бы ты вместо школы сидел дома с родителем, который из-за тебя отказался от карьеры..... Помнишь, как мама готовила тебя в техникум? Вот вместо школы, постановок, людвига, одуванчикового варенья, галстуков, гитары были бы только диктанты. И выезды на спорториентирование по выходным. Поступить в техникум ты бы поступил.... И что? ты бы вообще считал себя изгоем и не смог бы ни найти друзей, ни ходитьв на работу" (тут)

"а тебе не кажется что знания дают не столько потому что они потому нужны будут, сколько потому что они мозг развивают?
даю бесплатную подсказку: ребёнок без всестороннего образования вырастает тупым и ограниченным
даю вторую бесплатную подсказку: пока детей учили дома, средняя продолжительность жизни была лет 40 и детская смертность была 50% " (тут)

"С детскими садами проще, бюрократии меньше, есть детские платные сады:
http://tamriel.livejournal.com/404252.html
друг мой снимал, сравните со своими/садиками своих детей
http://tamriel.livejournal.com/410251.html" (тут)

" вариант нанять ребёнку репетиторов и пройти всю школьную программу в 3-4 раза быстрее и качественнее ты не рассматриваешь?" (тут)

"ну и имхо речь не о "заменить школу на себя", а "а убрать ребёнка из тупого учреждения рассчитанного на генерацию макулатуры
и ориентированного на самых тупых учеников в пользу более правильных способов преподавания"" (тут)

"э... ну я не знаю как тебя учили, но уже на примере своего поколения - все предметы в школе читаются для самого тупого ученика. и независимо от того способен ты усвоить тему за 10 минут или за 2 недели - к следующей переходят только после освоения всеми (с натяжками, но примерно так)
очень удобно если самый тупой в классе - ты, а если нет?
а по опыту преподающих в школе друзей - сейчас хренову тучу времени у учителя занимает генерация бумажного мусора. в ущерб самоподготовке и совершенствованию. а чему способен научить не развивающийся как профессионал учитель?" (тут)

"Не совсем так.
Главное понимание, что школа это действительно не более чем место хранения детей, пока родители на работе. У места этого есть свои плюсы - это общедоступно, недорого, более-менее присмотр, какая-никакая организация плюс-минус полезной деятельности. Но и минусов более чем.
То есть идея в том, что схема родился-сад-школа-вуз-работа-пенсия-помер не является единственно возможной и неизбежной, за исключением пунктов родился и помер" (тут)

"Я поняла. Я считаю, что человек учится сам. Читает правила, делает упражнения, запоминает. Чаще всего это делается в индивидуальном порядке, то есть при выполнении домашнего задания. Внешний человек - учитель, родитель может помочь растолковать сложные моменты, плюс мотивировать, расставить дедлайны. Коллектив помогает там, где нужно повторять для запоминания ( языки) либо обмениваться мнениЯми ( литература) . То есть школа это мотивация, экскурс по областям знаний и команда для групповых видов спорта. Остальное в школе это фан! А хоумскулинг это только мотивация + положенное на алтарь хоумскулинга время" (тут)

"Сама идея мне очень нравится. Люди - приверженцы ее тоже замечательные. Интуитивно, выбрала бы этот путь однозначно, если бы не множество "но".." (тут)

"Мои дети учатся дома. Почитать как - здесь http://юрковская.рф/index.php/vospitanie/bez-shkoly" (тут)

"
Школа даёт возможности. Массу возможностей. Поэтому школа - инструмент. А ЛЮБОЙ инструмент можно наполнить смыслом. И о том, каким смыслом наполнен инструмент, может знать столько наполняющий. А может и не знать, т.к. мы не всегда отдаём себе отчёт в том, что и почему делаем.
Если человек вынес "схему жизни" в виде последовательной цепочки действий (школа - институт - жена - дети - работа), то очевидно его смыслом было делать необходимый минимум, чтобы мама не наругала. И это только его смысл и его выбор. Вероятнее всего, будущая жизнь этого человека - исполнительство. Есть круг задач, в этих рамках и живёт человек.
Почему троечники часто становятся успешными людьми? Не потому, что они забивали на школу. Как раз нет. Ведь не только троечники успешны, и далеко не все троечники успешны. Они забивали на мелкие конкретные задачи. Учась при этом организационным способностям, системному и аналитическому мышлению." (тут)
----------------------------------------------------------
Собственно, мнение комментаторов не всегда совпадает со мнением редакции. :-) Многие из приведенных цитат показыват не столько мнение по теме, сколько характеризует автора комментария. Многие из вопросов-мыслей так и остались не раскрытые, хотя бы потому, что не во всех ветках настоящие хоумскулеры ответили на вопросы, про которые мы можем только фантазировать. Корчое, тема безмуно интересная и любопытная.
Tags: хоумскул
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author