Mikalai Beliashou (beliashou) wrote,
Mikalai Beliashou
beliashou

Димка Викторович о нашем походе.

Собственно, вместо того, что бы просто дать ссылку, я снова копирую текст отчёта. Потому что постоянная ссылка слишком временная. Итак, Дима dm_victorovich опубликовал отчёт о походе на сайте http://victorovich.at.tut.by/. Я сам не читал ещё, так что если стоит почитать, то рекомендуйте в комментах. :-)

--------------------------------------------------------------------------
Я уже давно выяснил, что для душевного похода необходимо четыре ингредиента: хорошая компания, хорошая погода, хорошее место и какая-нибудь идея.

Компания сложилась небольшая, но весьма душевная:

ваш покорный слуга, как идейный вдохновитель, прожектёр и трындун (короче, комиссар),

Саша Бабицкий, как бессменный тренер-пинатель, много лет уже не дающий нашим походам выродится в матрасы, специалист по здоровью тела и духа и спортивный навигатор,

Володя Мицевич, как грузовой лось похода, оппонент по здоровью тела и духа, философ-реалист,

Коля Беляшов, как новый участник похода, постаравшийся взвалить на себя функции трындуна, знатока, навигатора и оппонента вообще.

Погоды обещали быть весьма и весьма, и даже весьма весьма, что, знаете, даже уже и чрезмерно.

Насчет маршрута было консенсуально решено разведать юго-восток Беларуси, я там уж много лет тому планировал интересную прогулку от Бобруйска до Светлогорска, по левому берегу Березины, с загрузкой-выгрузкой по железной дороге. По полной программе пройти его за два дня  чрезмерно спортивно, и мы его сократили маршрут до Паричей, где есть возможность вернуться паромом на правый берег и уехать домой при помощи специально обученного драйвера. Посему от поезда отказались совсем, оседлав Оранжевого Субарика.

Что же до идеи похода, то она присутствовала каждый год, пусть и непроизнесенная - отправляясь в путь между Летним Солнцестоянием и Купалой мы просто ловим лето за самую макушку! А все остальное - частности и вариации.

Первый этап похода пролегал около бобруйских полей фильтрации и вдоль  той речки-говнотечки, что сливает отфильтрованное в Березину. Так и родилось название похода: Через Дерьмо К Звездам!  Дальнейшие события показали правоту слогана, если брать его в широком смысле.

Старт был назначен на 19-30 нулевого дня от станции метро Могилевская. Туда все добирались кто как, а Бабицкий даже сумел меня испугать. Все знают его отношение к автомобилям и к мобильным телефонам - автомобиль, де, это лишняя головная боль, а мобильный лежит рядом с городским, и нужен лишь для того, чтобы друзья могли дешевле дозвонится... И вот почти час х, я на подъезде, и вдруг звонок от Бабицкого. Я в панике - надо срочно выезжать, а он еще дома!!!... А-а-а!!!

Да, вы догадались, он впервые взял мобильный с собой!:)

Дорога до Бобруйска была легка и светла, и был какое-то расстояние за рулем Беляшов, и так это ему пришлось по вкусу, что потом он на заднем сиденье заливал адреналин виски с яблочным соком, напаивал Мицевича и подкалывал трезвенника Бабицкого, хоть мы его и предупреждали, что это чревато - тренера  злить...

К чему, кстати, такая спешка была. Без поезда мы таки не обошлись: оставив Субарика на вокзале Бобруйск, мы проехали остановку на дизеле до ст.Березина, откуда и началась пешая часть нашего похода.

Через Березину в Бобруйске есть два моста - железнодорожный и, километром севернее, автомобильный.  Ж.д. мост есть стратегический охраняемый объект, мы не стали связываться с вооруженной его охраной, и отправились к автомобильному по живописнейшей улице Затонной. Улица эта начинается от бастиона крепости, затем, плавно изгибаясь, идет вдоль излучины реки, с другой стороны над ней нависает вал крепости. Между крепостью и рекой - ветхая застройка, местами настолько трущобная, что кажется  декорацией к фильму про Румату Эсторского. Добавило эффекта, что видели мы все в глубоких сумерках, скрадывающих детали, и что в окнах не было света - то ли не живет там уже никто, то ли прячутся в страхе, слыша наши шаги...:)

Автомобильный мост длинный, нудный, с трафиком, и мы были рады  расстаться с трассой и повернуть на юг, где пересекли железную дорогу и вдруг поняли, что Коля протекает. То есть за ним реально тянется мокрый след. А-а-а! Виски!!! - испугались. Понюхали - вроде не виски... Может, сок? Оказался и не сок. В рюкзаке самопроизвольно сработал жаждогаситель "Минеральная вода Минская 2 литра", и большую часть воды Коля дальше понес в спальнике и шмотках...

Прошли ароматные поля фильтрации, полюбовались светляками, и, поскольку было уже за полночь, приняли решение уйти на юго-восток, что нам не совсем по маршруту, но там вроде ближе есть возможность стать на ночь - два продолговатых озера: некое безымянное  и оз.Усох.

Я очень люблю в походах этот первый ночной этап, когда воздух свеж и неподвижен, когда небо практически не темнеет, и вечерняя заря встречается с утреней, когда уже замолкли лесные птицы, и лишь в росистых лугах скрипят коростели. Этот ночной этап проходил по совершенно безумному волшебному лесу. Увидев, что безымянное озеро  представляет собой полностью покрытый тиной и ряской лягушачий рай, мы решили попытать счастья на Усохе, и пошли лесной дорогой. Когда-то это была торная дорога, по краям виден бурт от грейдера, но нынче "заколодела дорожка, замуравела...", осталось от нее поросшее мелколесьем направление, а местами встречаются ямы-болотины, в которых ворочался не то "Кировец", не то танк. По обочинам же вырос кленовый лес, с вкраплениями ясеня и дуба, и за огромными кронами не видно неба, и можно поверить в таком лесу и в древнюю историю, и в волшебство.

Дорога привела нас к задам заброшенной воинской части, а точнее, танкового стрельбища. Немного поплутав среди заброшенных зданий, вышли к озеру Усох, которое оказалось почище, побольше, но с болотистыми берегами. Так что на стоянку стали метрах в 200 от озера, на возвышенности, под тенью молодых дубов и ясеней, в самом начале полигона. И было это в 02-40. Попили чайку; все, кроме тренера, приложились к виски с соком, и с рассветом легли спать.

Утро первого ходового дня началось в 9-00. Палатка была поставлена грамотно, и солнце добралось до нее только сейчас. Позавтракали, попили чая, вскипятив воду на ароматном ольховом костре, и двинулись на юго-юго-запад.

Дядя Коля, впрочем, таки начал утро с виски плюс сок. Переходил, похоже, с magadan.by. Ну ничего, километров через семь, да по жаре, от виски в организме ничего не осталось...

Дорога наша пролегала как раз через полигон, и при свете дня стало видно, что военные с него не сбегали, а аккуратно уходили, собирая имущество и заколачивая досками оконные проемы. Мародеры, конечно, уже добрались до железных элементов конструкций, но полигон не производит тягостное впечатление. Скорее появляется уважение к тому самому СССР. Вот асфальт, например. Умели же так положить, что и сейчас весьма неплох...

Я как раз вспомнил пару баек из своего боевого сержантства, прошедшего большей частью на стрельбищах и полигонах, чем и развлекал этих тыловых офицерских крыс, так сказать, в антураже...

Незаметно разговор свернул на более философские темы, от солипсизма до смысла жизни, и что будет, когда людей здесь вообще не будет. Это нас так впечатлила песчаная пустошь, оставшаяся от гигантского пожарища - военные, видать, когда то весь мусор и технику свезли на край стрельбища, да и сожгли. Металл и все несгоревшее убрали, и огромная желто-черная пустошь начала как-то возрождаться.

Далее дорога пошла сосновыми перелесками, а после и по вполне зрелому смешанному лесу, что весьма кстати - солнце палило нещадно, это был первый день жары. По дороге случались остановки не только по расписанию тренера, но и на особо ягодных местах. Черника уже совсем зрелая, крупная, что уж говорить о землянике.

Говорили о бизнес-проектах. Некоторый идеализм Саши Бабицкого наталкивался на чрезмерный реализм Рыженкова и Мицевича. Беляшов был философским судьей. По итогу решили, что для успеха даже гениального проекта все-таки нужны подходящие условия. Будем ждать наступления подходящих условий!

День становился все жарче, внезапно появлялись и исчезали комары, коих вообще в этом году немеряно, в лесу иногда встречались необычные верховые болотца - то ли бобровые, то ли распухшие от недавних дождей.

После д.Углы дорога некоторое время шла по солнцепеку, и это в самую жару. И тут троих из нас слекга пристукнул тепловой удар...

Впрочем, до предполагаемого места остановки (оказавшемся местом стоянки:)) оставалось километра три по дорогам (получилось четыре - тренер решил поспортиветь,  и все продирались через сосновые лесопосадки), так что как-то доковыляли.

Место это красиво выглядит даже на карте: Березина южнее Углов делает крутую петлю, левым берегом выгрызая в песчаных холмах десятиметровый обрыв. Это очень красиво. И, стало быть, очень популярно. Не Вяча, конечно, но большинство приличных стоянок было занято автомобильными компаниями средней степени шумности. Впрочем, наши перегретые организмы это вообще не волновало - нам бы быстрее в воду...

Это был полный кайф! Жаркий ранний вечер, сосны, нагретые солнцем... Река чистейшая, с темной торфяной водой; течение сильное, расслабиться не дает - выходили из воды метрах в 80 ниже.

И от этого кайфа нас и расслабило.

Саша: "Так, усе, хопiць, пад'ем!"

Мы: "Что-то, Саша, ты не то говоришь!.."

Саша: "Мы не зрабiлi дзенную норму!"

Мы: " Ну и Бог с ней! А сколько ты еще планировал?"

Саша: "Кiлометрау пятнаццаць!"

Мы: "Аххррр...Епстть... В смысле, там же стоять негде! Болото и комариный рай!"

Саша: "Нiчога, не з'ядуць!"

Мы: "Там даже воды набрать негде!!"

Саша: "Возьмем па паутара лiтра у бутэльки!"

Оглянувшись на прекрасную окружающую действительность, прикинув предлагаемые  варианты, гедонизм взял верх над мазохизмом спортом.

Хоть мы и извинились за облом кайфа перед тренером. Он помолчал, окинул нас максимально презрительным взглядом, насколько смог, и произнес: "Цюфякi!" И долго еще бурчал насчет того, что следующим летом возьмет в поход жену и малолетних детей - как раз будет нам компания по спортивности...

И начался вечер... И были сметана к щам из молодой капусты, молодой картошки и молодой морковки, и была под щи вкусная и полезная водочка, и был чай со сладостями, а вот кулеша так и не было - и так все были сыты...

И были песни под гитару при свете дизельной лампы, и были обещанные звезды, и почти полная луна вышла, и небо в легких перистых облаках засияло в ее свете...

Короче, хорошо было.

Гм. Есть еще один момент, так сказать, оставивший нас в этом раю. Нетренированность. Кроме того, что перегрелись, еще и понатирали себе кто что. Если продолжить известную песню:

За тренером в походе

А-хррр! А-тпррр!

Тили-дили-дили!

Тили-дили-дили - да!

Утро второго ходового дня встретило солнцем и овсяной кашей на сгущеном молоке. Кто хотел - догонялся чем было. Из еды, имею в виду.

Вдруг пошли инсинуации и планы, причем большей частью от тренера, как вообще похерить день как ходовой. Тут надобно объяснить: мы находимся на левом берегу Березины, а весь транспорт в Бобруйск на правом.

Идею арендовать местную отдыхающую машину я забаллотировал : моя душа гедониста  против лишения кайфа и отдыха неизвестного бедного водителя! И я пратически силой продавил решение двигаться обратно в Углы: там на картах забытого года значится пер - перевоз к крупному поселку на правом берегу. Ну должно быть там лодочное сообщение!

И пришли мы в Углы, и лодка случилась как раз к нашему приходу, и оставшиеся пять километров до трассы Паричи-Бобруйск прошли в умных и добрых беседах. И был межконтинентальный стратегический "Neoplan" Лельчицы-Минск, довезший нас до Бобруйска за полчаса.

Оставалось перебраться в Субарика, затарится вредными газированными напитками и отправится в Минск.

Летний поход 2012 был закончен.

Итоги.

Природа юго-запада Беларуси сильно отличается от привычной нам северной. Рассчитывать надо большей частью на лиственные дрова - ольха, клен, ясень, но там они горят лучше и жарче. Хвойных же меньше, и они как раз менее жаркие и горючие.

Мелкие реки и водоемы сильно заросшие как прибрежной, так и водной растительностью, видимо, из-за пологой местности и избытка солнечной радиации. Привязываться в походах лучше к крупным рекам.

Опять же из-за сильного солнца легко обгореть даже вроде необгораемым личностям. Надо брать кремы и майки-футболки с закрытыми плечами.

Надо так же всегда иметь мазь для всякого рода натертостей. Идеально - изготовить в аптеке салицило-цинковую пасту, но пойдет и Бепантен.

Места там не настолько запустошенные, как на севере, старые лесные дороги если не проезжие, то хотя бы проходимые.

GPS, конечно, полезный прибор, но спутники он теряет именно когда нужен – ночью в густом лесу. Карта и компас – наше все!

Ну вот, до седых волос доросли, а все учимся на своих ошибках. Короче, зимой опять пойдем!:)