Mikalai Beliashou (beliashou) wrote,
Mikalai Beliashou
beliashou

Categories:

Один день с МЧС: школа суперменов @112by

Во время демонстрации работы спасателей в пожарной части номер 12 пресс-секретарь Минского городского управления МЧС Виталий Дембовский расхваливал разнообразное оборудование для спасения. Было чем похвастаться! Когда дело дошло до надувных подушек, которые в разнообразии есть в машине спасателей, то он показал: “… вот эта маленькая подушечка, в ней рабочее давление должно быть десять атмосфер, а есть и большие подушки, которыми в случае необходимости поднимается даже самолёт. Кстати, давление в них только две атмосферы.Чем больше подушка, тем меньше давление в ней надо. Вы же помните это из школьного курса физики? Чего приуныли? Помните же?!”. И тут я понял, что либо все журналисты-блогеры заняты своими заботами и не слышали вопроса, либо не понимают о чём идёт речь. (В этом самом месте как бы подразумевается, что я как бы скромен, но такие расклады с объёмом, давлением и поднимающей силой подушки мне кажутся очевидными)

Оказалось, что фактически спасатель должен быть не только натренирован и быстрее всех добежать до места пожара или другой беды, раскрутить шланг или другую установку, но и чётко понимать почему такая ситуация произошла и как эту ситуацию обуздать. Где воспитывают спасателей с такими способностями мы узнали на нашей экскурсии в рамках “Одного дня с МЧС”. Знакомьтесь и вы: Командно-инженерный институт.

Название института немного странное. По названию я бы в жизни не догадался, что это база для подготовки сотрудников МЧС. Для начала институт встретил нас очень пафосно: караул в белых рубашках на входе в здание, нас поприветствовали старшие офицеры – тоже в белых рубашках. После открытого и местами неформального общения с бойцами специальных подразделений показалось, что сейчас нас будут пичкать официальными цифрами и фактам, а мы будем кивать и смотреть на часы как бы побыстрее улизнуть. Мы не улизнули и было на что посмотреть!

Сначала нас покормили, так что мы в принципе стали милее и добрее. “Когда доктор сыт, то и больному легче”, как говорилось в фильме “Формула любви”. Пока все заканчивали трапезу, мы прошлись по несколько рафинированному институтскому музею. Там было не столько интересно, сколько познавательно на тему “вот эти люди в таком то году в таком небольшом здании с одной вот такой машиной организовали первое подразделение спасателей в Минске”.

Комнаты курсантов очень похожи на обычные гостиничные номера: чисто, ничего лишнего, аккуратно и по паре кроватей в комнате. Везде в комнатах компьютеры. Может быть не очень показательно, потому что сами курсанты на каникулах. Как-то слишком было прибрано и чисто! Спортивный зал вызывает восхищение длиннющими рядами тренажеров. Медсанчасть с модными корейскими массажными креслами и своим стоматологическим кабинетом. Огромный стадион…

По-настоящему меня поразило когда мы пошли по учебным кабинетам. Первый кабинет в котором изучают автоматизированные системы пожаротушения. Стены увешаны стендами с системами разных типов. Стенд – это квадратный метр, на котором собраны все элементы пожарной сигнализации: и пульт дежурного, и распределительные щитки, и латчики, и табличка “ПОРОШОК! УХОДИ!”. И сразу видно, что вот тут сработал датчик, вот на распредкоробке загорелась лампочка, тут на пульт поступил сигнал, сигнал подтвердили и включилось голосовое оповещение из вот этого ящика. Удобно, когда всё на одном стенде – можно пробовать, программировать, проверять в разных режимах, испытывать разные ситуации. А для пущей реальности происходящего в углу аудитории есть застеклённый закуток, в который выведено по датчику от каждого стенда с системой. И в этот закуток запускается искусственный дым. Очень правдоподобно выглядит, и системы действительно срабатывают! Потом просят женским голосом покинуть помещение. Я специально уточнил у докладчика какое оборудование используется. Оказалось, что всё наше отечественное белорусское. Я горд!

В следующем кабинете курсанты сидели в шлемах виртуальной реальности и играли в квесты. Сверху стоял монитор, на котором было видно чем каждый курсант занимается. “Игроки” бродили по реалистичному мрачному 3D-лабиринту, выискивая где розетка неправильно установлена, где огнетушителя нет, где двигатель не заземлён. Система очень реалистично описывает все тонкости установки оборудования, можно посмотреть схемы проводки, расположение датчиков пожарной безопасности. И на всё это имеется проектная документация в электронном и бумажном виде, которую курсанты тоже могут изучать в процессе “игры”.

Дальше нас познакомили с банком данных. Преподаватели и курсанты собрали огромную базу знаний, относящуюся к задачам спасения. То, что для нас – леденящий душу ролик с YouTube или фрагмент новости с телевизора про страшную трагедию, то вполне может быть наглядным пособием о том, как и почему происходят несчастные случаи, как распространяется огонь на пожароопасных объектах, в какую сторону и на какое расстояние распространяется ударная волна и прочее. Там же в этом банке знаний собрано огромнейшее количество нормативов, учебников, пособий, справочников: всё, что может понадобиться для теоретических расчётов и моделирования ЧС.

Следующий кабинет – кабинет составления планов ликвидации аварий в Национальной библиотеке. Да-да! Там именно составляют планы ликвидации пожаров и прочих нештатных ситуаций в Национальной библиотеке. Как нам объяснили, пожарная сигнализация в НБ организована по высшему разряду. Все технические средства сигнализации и пожаротушения там применены. И здание достаточно сложной конструкции. Если курсант может решить задачу организации пожаротушения библиотеки, например, во-о-от этой точке (тьфу-тьфу-тьфу и по дереву постучать), то и в других условиях он придумает как распланировать спасение. Преподаватель сказал, что задачи по не про библиотеку тоже встречаются :-)

Вы думаете это всё? Нет! Это только начало описания спектра дисциплин, которым обучают спасателей!

Следующий кабинет: кабинет электротехники. Я не знаю как он точно назыался, но у меня в детстве в техникуме мы подобное проходили на электротехнике. Закон Ома и все его проявления на практике. Как греется провод, если увеличить силу тока? Провод на стенд, показания силы тока на график на дисплей, регулятор мощности в руки. Повора-а-ачиваем… и от провода на стенде можно зажигать бумагу! А на другом стенде – два предохранителя-автомата. Один “как надо”, а другой “с запасом”. При повышении тока один автомат вырубается, а на втором провод начинает вонять горелой изоляцией. И таких стендов-лаботаторных только нам показали штук восемь. Убедительно и всё можно своими руками пощупать. Или, например, понаблюдать график зависимости температуры лампочки в зависимости от напряжения на ней. Очень нелинейный график – меня сильно внушил!
Как-то уже не столько хочется рассказать про всё, сколько про необычное. Ещё один кабинет в котором снова компьютерная игрушка. На этот раз игра стратегическая. Надо на хорошо смоделированном в 3D объекте потушить или одно из хранилищ топлива, или склад, или вагоны. Основная идея в том, что, прежде, чем отправлять курсантов тушить настоящий бак с горючим, надо понимать, что курсант хоть как-то понимает что делать. Этому и учит игра. Как в привычных современных играх надо расставить машинки из пожарного расчёта, направить струи, и ждать пока температура бака понизится. А потом устраивать пенную блокаду. Вроде бы всё просто – даже гостям-блогерам дали попробовать поиграться.
Вот только особенность, что на реальном объекте выполнять это приходится не в рубашечке за компьютером, а в более других условиях. И нам показали комнату, где курсанты тренируются имеенно в более других условиях: эта комната наполнена дымом, в разных углах установлены светомузыка и стробоскопы, комната наполнена звуками машин, криками, сиренами. Бойцы сидят в защинтых костюмах, в касках и ведут переговоры по рации. Очень реалистично, но у меня голова кругом пошла от нескольких секунд пребывания в этом помещении.
Это хорошо, что будущие спасатели умеют работать и в таких условиях.

Про кабинет первой медицинской помощи много не скажешь: там просто учат мыслить анатомическими категориями (если у пострадавшего вот в этом месте течёт кровь, то спасатель знает что в этом месте находится внутри и как эту кровь остановить). Ну и там очень много тренажеров: и попа для уколов, и неудачник со всеми возможными травмами сразу :-) . Понравился тренажер, которому надо делать искусственное дыхание, а если сделать правильно, то у манекена появляется пульс!
Если наличие медицинской подготовки было делом предсказуемым, то наличие пресс-службы, где курсантов учат говорить с прессой, выступать перед камерой – это был сюрприз. Но такая дисциплина есть и такие умения воспитываются у всех спасателей. Браво!
Про библиотеку, которая вся автоматизирована и компьютеризирована даже не знаю что рассказать. Вот лично меня поразил диалог:
- Что бы выдать курсанту литературу, я беру заказанные книги и складываю на специальный считыватель (складывает стопку книг на что-то, похожее на коврик для мыши)
- А теперь, что бы отметить выдачу книг надо что-то куда-то переписать, куда-то внести или всё автоматически?
- Нет, это ручная операция. Я же должна нажать на экране “да, выдать все эти книги”!
На всех книгах электронные метки. И библиотекарь не подносит каждую книгу к сканеру, а просто всю стопку сразу считывают…

В процессе обучения коллектив педагогов и психологов института учитывает индивидуальные особенности и склонности каждого курсанта индивидуально, что влияет на программу обучения и распределение. Мне очень приятно, что наши спасатели воспитываются вот так!

(c)
Tags: МЧС, О жизни, Один день с...
Subscribe

  • Пирожок

    мамы альпинистов к ним на эверест ежегодно лезут чтоб подкрасить крест ( отсюда) (c)

  • Спасибо Вам за использование AdBlock.

    Я сам AdBlock использую, и вам советую. У меня на всех компьютерах он установлен. Если я случайно попадаю в интернет с чужого компа, где нет…

  • Гугл, что ты делаешь, прекрати! Горшочек, не вари!

    Получил несколько (около тысячи) поздраволений от Google за пару суток. Предлагают забрать свой выигрыш за лучшее пользование сервисами гугла.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments