Mikalai Beliashou (beliashou) wrote,
Mikalai Beliashou
beliashou

Отчёт Викторовича о походе на Плиса-2008

Думаю, что не у меня одного возникает непонимание по поводу того, что стильные отчёты Дмитрия Викторовича в походы каждый раз пропадают, после того, как Дима публикует следующий отчёт на http://con_dor.at.tut.by/. Именно поэтому я решил сделать копию этого отчёта у себя. На память. Не пропадать же добру.

Начать, пожалуй, следует с того, что во всем виноваты бобры.

Если кто-нибудь с высоты птичьего полета посмотрит на карту Витебской области, то, возможно, заметит, что вся эта область испещрена ручьями и мелкими реками. Если же этот некто окинет орлиным взором саму Витебскую область, то увидит, что ручьи эти и реки большей частью уже заболочены и запружены бобровыми плотинами.

Расплодилось бобров немеряно, и, я полагаю, в некоторых районах численность бобрового населения превысила численность человеческого. Край дичает. Те деревни, что на картах двадцатилетней давности значились нежилыми, исчезли полностью, а жилые становятся нежилыми, или заселенными малой своей частью.

Исчезают и дороги – некому тропить короткие пути из деревни в деревню, да и не телегах уже народ ездит, а на машинах, для которых проще объехать лес или луг по большаку.

Так вот, поход начался с облома: большинство народа не могло выехать раньше вечера 4-го, кроме Пети и Вики Лукши.
Петя и ВикаПетя и Вика всех ждать не стали, выехали 3-го Полоцким поездом и первые отымели сюрприз от бобров: озеро, так приятно выглядевшее на карте, для ночевки не подходило по причине крайней забоброванности, в смысле, заболоченности. Далее им предстояла прогулка в окрестностях оз. Долгое, на восточном берегу которого было назначено место встречи.
Остальные участники добрались до места финиша автомобильным транспортом 4-го вечером; оттуда, использовав Сергея Ярошевича, добрались до места старта: ж.д ст. Полевачи. И были там на полчаса раньше Полоцкого поезда.

Остальные это:

Вовка, Дима, Лена, Саша и Славик (кстати, новичок в походе!)

Лично я люблю ночные походы, и потому всегда стараюсь подбить народ хотя бы на небольшой ночной переход. На этот раз было запланировано часа за три дойти до места встречи, и быть там не позже полуночи. Но эти бобры…

Дорога, выйдя из села Прозороки, пошла по живописнейшим и дичайшим местам: мы видели косулю, правда, издали, аисты в большом количестве встречались на скошенном поле… Дорогой, правда, то, по чему мы шли, можно было назвать с большой натяжкой. Просто трактор протропил эти джунглеобразные травы, за что ему спасибо, и потому можно было двигаться без особых сложностей. Вскоре тракторный след свернул слишком на запад, нам стало с ним не по пути, и мы пошли по чему-то напоминающему очень давно не езженую дорогу. «Заколодела дорожка, замуравела…»

Что замуравела, то замуравела! Мы продирались сквозь клевер по пояс, остальное разнотравье было временами выше человеческого роста. Я такого не то что бы ни разу не видел, я даже не мог себе представить такие роскошные холмистые луга, пушистые, окаймленные лиственными перелесками. И ломились мы, что лоси, и через это разнотравье, и через эти перелески, мокрые от росы до шеи, все в каких-то мелких слизняках, чтобы к полуночи выйти к роскошному свежеизготовленному болоту, и понять, что указанной на карте грунтовой дороги на запад нет, как нет и прохода по азимуту, а есть только сволочные бобры и единственный вариант: возвращаться сильно назад, выходить полями к жилому поселку, и оттуда, описав нехилую дугу, двигаться к месту встречи.

Ну, полями к жилому поселку, это, конечно, хорошо. Но если в час ночи все окрестные поля и перелески выглядят одинаково? И, вроде, были мы на этом месте уже… И, вроде, не один раз…:). Короче, выручили нас столбы электропередач. Мы их таки высмотрели на фоне неба, так и выбрались. Спасибо электрификации всей Беларуси и Ильичу лично (за лампочку)!

Где-то к половине третьего добрались мы по большаку в район озера Долгого, котокое, кстати, тоже не какие-нибудь хухры-мухры! Вот, читайте на дневной фотке:

Тут снова облом: к берегу нет дорог! И тех, что на карте, и вообще никаких. Выход один: вновь ломится по азимуту. В четвертом часу ночи мы , наконец, выходим на берег озера.

Последний отрезок пути было тоскливо даже мне, и хотя мы всю ночь не включали фонариков – и без того было светло – я возжег Волшебную Лампу.

Вообще, я человек довольно хороший, местами даже замечательный. А еще в юности я вывел, что люди сильно хорошие в большинстве своем довольно быстро отращивают себе нимб, белые одеяния с белыми крылами, и улетают в горние выси петь осанну, ну, или еще чего – я не в курсе. Посему наличие в человеке небольшого говн-ца – один из залогов долголетия.

Однако скучно иметь одну и ту же отрицательную черту все время, лучше их как-нибудь менять. На время похода я решил, что от меня будет дурно пахнуть.
Что ж, шутка удалась! Впрочем, к концу похода даже те, кто сначала бухтел, то ли пообвыклись, то ли даже принаркоманились… А вообще, я давно уже при помощи серии антинаучных псевдоэкспериментов выяснил, что именно живой огонь – будь то керосиновая лампа, костер или свеча – в отличие от электрического действительно психологически помогает людям.
Итак, я зажег керосиновую лампу, мы при ее свете добрались до берега озера, и прошли по нему на север, до более-менее приличного места стоянки. Сразу скажу, что когда рассвело, мы увидели палатку Пети и Вики всего в метрах ста от нас.

Далее был костер, оч-чень поздний ужин, и отбой.

Более-менее туристы знают, что место для стоянки, оченно хорошее после трудного перехода, да в темноте, да с устатку, утром может оказаться не таким уж и замечательным. Нет, у нас все было в порядке: и прекрасный луг, и красивейшее озеро рядом, и даже дрова для костра, ранее перегрызенные и заваленные догадайтесь кем…

Просто уже часам к восьми солнце так прогрело палатку, что можно было увариться в собственном соку. Пришлось просыпаться и спасаться бегством (выползом) из палатки в озеро.
Далее был завтрак, встреча с Петей и Викой, и старт в обход оз. Долгого с южной стороны.

Вот в Минской области вдоль любого водоема или реки идет дорога. Или тропа. И еще много троп-дорог к ним и от них. В Полоцком крае, ввиду его одичалости, приходится ходить вот так:

Погода была великолепная: яркое солнце, иногда скрывающееся за облаками, приятный ветерок, дорога шла полями, то взбираясь на холмы, то спускаясь в низины. Отличный обзор позволил даже срезать как-то неплохой угол дороги прямо по скошенному полю. Ну, к хождению по полям мы уже привыкли.

После Колечполья началась более лесная часть маршрута, и такая картина стала постоянной:

Ну невозможно пройти мимо зарослей спелой земляники и черники, а такого добра там валом!

Немного поплутав по дорогам вывала леса, мы вышли к перемычке меж двух озер: Кривого и Окуневого. Тут, кстати, спасибо Пете: без его добровольной разведки мы бы поломились по азимуту через холмистый бурелом. Немного, метров 500. За час бы дошли...:). А так он нашел дорогу.

Кривое и впрям довольно изогнуто. Про Окуневое не могу сказать, что оно преисполнено окуней, но обстановка там такая, будто под водой кто-то кого-то все время жрет. И рыбы по поверхности прыгают.

Совсем недалеко от нас на берегу стояла палатка каких-то четверых монахинь. Ей-ей, не вру! Прям все такие в монашеском одеянии, при понтах… Холостой Мицевич называл их монашками и все порывался пойти пообщаться насчет греха прелюбодеяния. Желательно, с практическими примерами…:) Видимо, наши соседи что-то такое предположили, быстро свернулись, и ушли. Вещи они несли в чем-то вроде сундука или чемодана с двумя ручками.

Дневка была недолгой, и мы двинулись в путь, подгоняемые грозовым фронтом.

По дороге прошли Бобруйщину, и тот маенток, что впечатлил нас год назад ночью. Днем он не менее впечатляющ.

А вот за Бобруйщиной нас догнала гроза. Сильный дождь был недолго, мы переждали его под куском полиэтилена, и двинулись дальше.

А это вот Петя решил поработать громоотводом..

Какого-то ориентирования или приключений не ожидалось, оставалась тупая пахота. Впрочем, тупой она не оказалась.

Бабицкий задал интересную задачу на простую математику и непростую логику. Всем понравилось, Далее задачи пошли косяком – это Вика постаралась. Затем мы начали играть в «контакт!», пользуясь шириной дороги и тем, что почти при выходе к оз.Плиса нам пришлось пережидать под полиэтиленом заряд дождя… Короче, содержательно прошел этот отрезок пути.

А вот обход озера запомнился именно тем, что это был ОБХОД! Мы чуть до поселка не дошли, лесными то дорогами. Иногда думалось – уж лучше вплавь! А еще комары! Нет, не комары, а КОМАРЫ! Вот, сижу сейчас, кропаю отчет, а до сих пор укушенное то там то сям чешется. Аня говорит, это от того, что у них клювы нечищеные были. Блин, нет на них санпросвет работы!

Обход, вместе с комарами, видимо, несколько расстроил людей. Лица у них что-то неулыбчивыми стали. И сомневаться, вроде, стали в мудрости руководства. Или показалось?... Но, как известно, «баня любого злодея умягчит, добрые же люди в ней становятся еще добрее, а очень многие вообще выходят оттуда совсем захорошевшими»( М.Успенский)

Да, на этот раз мы в баню успели. И была она замечательна, и озеро после нее вообще прекрасно, а приятная компания вокруг костра за чашкой водки и тем более выше всяких похвал!

Ну, кто на Плисе бывал, тот и сам знает!

Поход был закончен. Мы получили массу разнообразных впечатлений, и, надеюсь, вагон здоровья впридачу!

А вот еще из приколов похода: сказочная печка посреди поля, типа "поешь моих пирожков!"

Вовка пытается ее "по щучьему велению" приспособить...